Основатель культовой Virgin Group, кажется, сумел добиться всего. Теперь он рассказал Inc., как начать свое дело с нескольких центов, когда стоит «поискать что-то получше» и о своих проблемах со словом «нет».
Сэр Ричард Брэнсон, основатель Virgin Group — бизнес-империи, состоящей из более чем 400 компаний, включая авиа- и железнодорожную компании, а также телефонную компанию — встретился в апреле с главным редактором Inc. Эриком Шуренбергом. Их эксклюзивное интервью открывало организованную Inc. конференцию GrowCo в Новом Орлеане.
Брэнсон говорит о силе делегирования полномочий, важности брендинга, как оценивать риски и почему он в скором времени надеется изменить общую концепцию путешествий в космос.
Предлагаем вам некоторые наиболее интересные моменты интервью.
1. «Создать бизнес можно даже при наличии совсем небольшой суммы денег»
Когда Брэнсону было 15, он захотел заняться выпуском журнала, в котором молодежь могла бы откровенно высказаться против войны во Вьетнаме. Но денег у него не было (мелочи в его карманах не хватило бы даже на телефонный звонок из автомата). Однажды мать Брэнсона нашла ожерелье и отнесла его в полицию, однако никто так и не заявил о потере. Тогда она продала украшение и дала сыну несколько сотен долларов. Это позволило Брэнсону привлечь рекламодателей и организовать издание журнала.
2. «Становитесь меньше, чтобы вырасти».
Вместо того, чтобы увеличить первоначальные размеры своего звукозаписывающего бизнеса во много раз, Брэнсон учредил 30 разных звукозаписывающих компаний. Вместо назначения нескольких топ-менеджеров для контроля за многоуровневой иерархией подчиненных, руководство небольшими оргструктурами было отдано работникам менее высокого звена. Дух соперничества носил дружественный и сердечный характер.
Брэнсон объясняет успех своей стратегии тем, что каждая компания здесь и сейчас точно знает, в чем она может преуспеть и где рискует оступиться. Сегодня Virgin представляет собой крупную компанию с более 20 млрд. долларов дохода, однако оригинальная стратегия Брэнсона напоминает, что это еще и группа небольших компаний.
3. «У вас вполне может получиться, как у Давида с Голиафом, если вы все правильно сделаете».
Когда Брэнсон открывал Virgin Atlantic, в отрасли у компании был ряд сильных конкурентов, таких, как TWA, Pan Am и Air Florida. «Я упомянул все эти названия,» — сказал Брэнсон, — «потому что ни одной из этих компаний больше нет». Так почему же они потерпели неудачу? По словам Брэнсона, причина в отсутствии внимания к потребителям.
4. «Бизнес — это идея того, как сделать жизнь людей лучше».
Брэнсон утверждает, что это мотивирует его как предпринимателя: «Если вы сможете сделать жизнь людей намного лучше, то вы заняты действительно стоящим делом».
5. «Пока ты просто мечтаешь, ты ничего не добьешься».
Брэнсон финансирует Virgin Galactic для того, чтобы сделать путешествия в космос более доступными для обычных людей, даже если для желающих оно по-прежнему обойдется в несколько сотен тысяч долларов. Поскольку полеты в космос, как правило, находятся под контролем правительств государств, за последние 60 лет побывать в космосе удалось лишь тщательно отобранной, своего рода элитной и очень небольшой группе людей. Брэнсон надеется изменить это. «Если среди присутствующих здесь людей до 50 лет кто-то мечтает полететь в космос, то в течение их жизни у них будет такая возможность».
6. «Вы можете поладить с доктором или с менеджером по банковским операциям и не понимать, что нужно искать что-то получше».
Как-то в пятницу вечером, накануне открытия Virgin Atlantic, на пороге Брэнсона появился менеджер банка, в котором тот обслуживался. Управляющий был на грани паники, вопрошая Брэнсона, как человек из звукозаписывающего бизнеса рискнул взяться за авиакомпанию. Банкир сообщил, что в ближайший понедельник подпишет решение о запрете на выкуп заложенного Virgin Group имущества. «Я просто выставил управляющего банком за двери и сказал, что не хочу его больше видеть,» — сказал Брэнсон. Далее он пояснил, что следующие два дня он, в состоянии «полугнева, полустраха», провел за просьбами в адрес всех своих знакомых помочь ему собрать необходимую сумму. А на следующей неделе он сменил банк (что, по его словам, стоило сделать намного раньше), и предложение от нового банка содержало даже более выгодные условия.
7. «Детали очень важны».
Ричард Брэнсон всегда носит с собой блокнот, поэтому у него есть возможность записывать разговоры. Он не хотел бы запамятовать что-то из того, что он узнал, скажем, из разговоров с персоналом и потребителями во время перелета с Virgin Atlantic. Он также берет с собой блокнот, когда собирается выезжать за город с коллективом. «Если я напьюсь со своими подчиненными, то я вряд ли сам что-то вспомню, так что конечно лучше все записать,» — шутит Брэнсон.
8. «Вы можете начать свое дело, придумать ему имя, но пока люди не узнают об этом, вы ничего не продадите».
Когда Virgin Atlantic только начинала свою работу, компания была настолько меньше своих конкурентов, что Брэнсон отправлялся на огромные расстояния, чтобы заявить о своем брэнде. Он предпринял ряд эффектных спортивных начинаний, таких как попытка самого быстрого пересечения Атлантического океана на лодке. «К счастью, когда она начала тонуть, надпись ‘Virgin’ осталась над водой,» — смеется Брэнсон. Более того, попытка Брэнсона впервые пересечь Атлантический океан на воздушном шаре завершилась спасательной операцией с участием вертолетной техники, однако наименование Virgin было упомянуто на передовицах всех газет.
9. «Передайте кому-нибудь руководство повседневной работой».
Брэнсон советует набраться смелости и передать управление повседневными и рутинными делами кому-то другому, а самому поработать дистанционно; это даст вам возможность посмотреть на свое дело со стороны, в масштабе, или же обдумать новую бизнес-идею.
10. «Подготовьтесь к худшему. Убедитесь, что вы все просчитали».
Прежде чем ввязаться в рискованное предприятие, спросите себя, готовы ли вы к самому негативному сценарию развития событий, и только если это не будет для вас фатально, приступайте к делу. «Возможно, вы ответите что-то вроде: ‘Я настолько уверен в последствиях, что готов даже заложить дом’. Я так делал два или три раза, хотя жена, конечно, возражала,» — говорит Брэнсон. «Возможно, вы споткнетесь, но так будет не всегда,» — добавил бизнесмен.
11. «Я думаю, из-за того, что мне сложно говорить людям ‘нет’, каждый день со мной происходит что-то интересное».
Брэнсон не из тех, кто медлит. Он также не относится к тем, кто пренебрегает возможностями, даже если это требует постоянных перелетов по всему земному шару. Inc. удалось перехватить Брэнсона в Новом Орлеане, когда он направлялся из Нью-Йорка, где сообщил о начале воздушного сообщения двух нью-йоркских аэропортов с Лос-Анджелесом и Сан-Франциско посредством услуг Virgin Atlantic, в Перу.
Автор: Allison Fass, Inc.com
Перевод: Виктория Лабоцкая, HeadMade
Фото: Time.com