МНЕНИЕ: Маркетинг – это процесс или результат?

Вспоминаются слова Питера Друкера, который сказал что «Маркетинг – это не часть бизнеса, это сам бизнес». В этих словах лежит глубокий философский смысл. Он предлагает на маркетинг смотреть шире, чем просто 4Р, предлагая активно смотреть в финансовые, в кадровые, в управленческие вопросы. Но здесь важно понять и другое: на все это мы смотрим как на процесс или на результат?

 

Результатом может быть хорошо проведенный анализ предприятия и исследование рынка, хорошо проведенная рекламная компания и разработанная упаковка, организованная дистрибуция и выкладка на полке. Это все результаты процесса, а не результат бизнеса!

В этом и есть основная проблема развития маркетинга в Беларуси. Маркетологи больше себя позиционируют как специалисты процесса, наверное, это и правильно. Ведь позиционируют себя бухгалтера, технологи, производственники как специалисты процесса. Но для достижения истинных целей маркетинга – является результат бизнеса, а не результат процесса.

В этой ситуации маркетологам необходимо мыслить не категориями процесса, а категориями результата бизнеса. При этом возникают совершенно другие технологии, ответственность и вознаграждение.

Например, вспоминается случай Брестского пивзавода, когда директор сократил службу маркетинга с 3 человек до 1, задействовав как маркетинговый инструмент для достижения результата (!) в наших условиях – административный ресурс. Брестский исполком издал распоряжение выставить продукцию этого производителя на самые выгодные позиции, т.е. на полках на уровне глаз.

Сергей Левин взяв на вооружение Бобруйский пивзавод, создал и раскрутил торговую марку «Бобров» и предприятие ЗАО «Сябр», успешно продал его зарубежному инвестору компании Heineken. Вот это есть высший уровень маркетинга результата, а не процесса. Сейчас он создает бизнес в области бытовой химии.

Другой пример, когда моя знакомая, маркетолог в Москве, по заданию банка за 3 года создала предприятие по выпуску женских гигиенических средств. Получив в качестве бонуса подарок – 3-х комнатную квартиру в Москве.

Хочу задать нашим маркетологам вопрос – вы занимаетесь процессом или результатом? Что является вашим позиционированием выполнить качественно процесс или участие (создание) результата? Конечно, здесь возникает масса вопросов: а кто нас пустит, а кто нас слушает, а комы мы нужны. А это уже совсем другая история. Оказывается уже надо заниматься маркетингом не как процессом, а как результатом, и здесь уже совсем другие приоритеты коммуникаций и целей.

Не всем дано такое позиционирование, но оно однозначно ставит более амбициозные цели, возможности, поднимет авторитет и результативность маркетинга в целом, делая философию маркетинга результатом, а не процессом.

 

Автор: Анатолий Акантинов, Анатолий — гость проекта AlterEDU !

Источник: marketing.by