Человек, который много знает о том, как устроен технологический бизнес.
В индустрии стартапов главная фигура — это человек: предприниматель, менеджер или бизнес-ангел. Правильный человек обычно аккумулирует вокруг себя правильные ресурсы. Это идея Дмитрия Репина, который учился в MIT, был профессором Высшей школы экономики и много знает о том, как устроен технологический бизнес. Что именно он знает и что с этими знаниями делать?
Что нужно, кроме стартап-выходных? Образование?
Да, нужны образовательные программы. На выходных можно зажечься, познакомиться с людьми, ухватить знаний, но, кроме этого надо учиться избегать типичных ошибок, ломать стереотипы (а это часто приходится делать) и почувствовать, как это все устроено. Если люди не читали, допустим, правильных книжек, это сильно снижает шансы разобраться в системе. Недавно проводил собеседование с одной девочкой, она говорит: «Я ходила на ваш прошлогодний семинар, все книжки прочитала, которые там давали, и вообще — я подкованный такой стартапер. А если бы я книжек этих не читала, я бы читала другие и потратила бы на то, чтобы во всем этом разобраться, лет пять». И это абсолютная правда. Нужны начальные принципы.
**Где мы берем эти принципы?**
Разговариваем, обмениваемся, то есть, информацией. Вообще, ни один из этих инструментов не работает сам по себе. Нужно, чтобы таких программ было много. Если они все собраны на одной площадке — хорошо. Основных площадок несколько: Вышка, АНХ c Greenfield project. В МГУ могла бы получиться серьезная площадка, если бы они собрались и сделали что-то одно: на экономфаке есть Innovation studio с Intel’ом, что-то в технопарке. Хорошие инициативы, но эго-фактор мешает собраться. Вышка чем хороша: она повлияла на всю систему довольно радикально. Это изначально была открытая система, туда приглашали другие вузы, предпринимателей, конкурсы — она вызвала резонанс в среде. Большинство инкубаторов создавались с оглядкой на HSE Inc.
**Инкубатор обязательно должен быть при вузе, как, скажем, HSE Inc?**
Нет, необязательно, но это удобно: у вуза уже есть база ресурсов и волонтеров, и под боком целевая аудитория — студенты. Но любой инкубатор — это люди прежде всего. Правильный человек соберет вокруг себя команду из других правильных людей, подтянет знакомства, ресурсы — и получится хорошее место, с правильными мероприятиями и адекватной программой.